«Однажды, они оказались около озера и услышали крики немцев и рычание собак. Они сорвали соломинки, сунули их в рот и прыгнули в воду. Собаки остановились около воды и не могли найти след, а дед с Павкой плыли под водой, дыша через торчащую из воды соломинку», - рассказала бабушка Ивану Андрухиву, студенту 1-го курса Ивановского колледжа культуры, о побеге отца вместе с товарищем из фашистского концлагеря, где они провели два страшных года. В своей конкурсной работе Иван, названный так в память о прадеде, рассказывает, как он представил его фронтовой путь и попытался понять, что такое война.
«Моей свекрови - 85 лет, маме – 77… Я показываю им этот семейный альбом, обе начинают плакать. Сохранилось так мало фотографий той поры, именно поэтому они так дороги. Мы опоздали услышать рассказы очевидцев, но сохранить то, что есть – можем», - пишет Полина Юрьевна Иваничкина, преподаватель общественных дисциплин в гимназии № 1 из Брянска. Пока крупицам воспоминаний, пока еще есть, у кого спросить, она собрала семейный альбом. В нём отображена малая часть истории её семьи. Родные и близкие ее свекрови оказались на временно оккупированной территории – Орловской (современной Брянской) области. Архивы сгорели или были уничтожены, вести поиск было трудно. В своей работе Полина Юрьевна рассказывает о героизме, голоде, побегах, допросах и последствиях той страшной войны, коснувшейся каждого члена их большой семьи.
«Долгое время не было новостей об отце, наша семья не получала карточек на питание. Мать работала в селе, оставляла нас дома одних, чтобы заработать нам на хлеб. Женщины, пытаясь прокормить своих детей, варили жидкую кашу, добавляя туда немного крупы или картошки, основное – вода. Летом питались лепешками из травы, лебеды и «пистиков». Мы часто болели, голодали. Помню, очень сильно хотелось хоть маленькую щепотку соли», - рассказала прабабушка восьмилетнему Александру Таначеву, учащемуся первого класса первомайской средней общеобразовательной школы в селе Иловай – Дмитриевское Тамбовской области. Он составил родословное дерево семьи Таначевых и хочет узнать как можно больше о жизни прадедов, братьях Красиковых, посетить областной музей, увидеть вживую реликвии.
«Мой прадед любил рисковать, в нем была могучая сила воли. Таким помнят его в нашей семье, но никто из его детей так и не узнал, что он был настоящим героем. Лишь год назад нам удалось найти копию наградного листа и схему похорон. Из журналов боевых действий мы узнали информацию о последнем дне жизни моего прадедушки. Неизвестно, знал ли о награде сам герой? Успел ли её получить?» - пишет нам Кира Маслова, ученица 5 «б» класса ГБОУ школы №334 Невского района Санкт Петербурга. Вместе с мамой они не только изучили фронтовой путь, но и нашли и посетили захоронение прадедушки в Хорватии. О найденном ордене и других загадках военных лет, о прадедушке-герое Кира написала несколько рассказов.
«В каких войсках служил Володька, неизвестно. Кто знает, может быть, он был в разведроте, так как хорошо знал немецкий язык, и погиб, выполняя задание в тылу врага? В то время всё это было засекречено. Сколько таких безымянных героев погибло в годы Великой Отечественной войны…», - пишет Виктория Горлова, пятиклассница из гимназии N1 города Щёкино Тульской области. В своём сочинении она приводит выдержки из фронтовых писем брата своей прабабушки, пропавшего без вести на Ленинградском фронте. Письма бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Девочка решила изучить подробно, где и как погиб ее прадед.
«В нашей семье в течение многих десятилетий бережно хранились фотографии и послания, полученные с театра военных действий 1914—1918 гг. от моего прадеда, Иллариона Ивановича Рясного. Долгие годы о том времени говорить и писать было не принято. Поэтому я даже не знала о существовании этих документов», - написала нам Юлия Иванова (Рясная), коренная жительница Реутова. Посмотрите, какие прекрасные фотографии времен Первой Мировой войны прислала нам участница нашего конкурса.
15-летний Никита Земляков из поселка Кировский Тульской области никогда не видел своих прадедов. Его земляк, фронтовик Николай Илларионович Илюхин, стал для Никиты примером, каким могли бы стать его прадеды: "Мои прадеды тоже сражались с фашистами на той войне, но я их никогда не видел - они умерли задолго до моего рождения. И для меня Николай Илларионович стал собирательным образом моих прадедушек".
Николай Добротворский учится в седьмом классе одной из школ города-героя Ржева Тверской области. Чтобы больше узнать о подвиге своего прадеда Григория Николаевича Глазунова, он пользовался информацией с поисковых архивных сайтов.
Пятиклассник Валерий Грибанов из г.Петушки Воронежской области вместе с мамой разобрал фотографии из семейного альбома. Прадеда и прабабушки уже нет в живых, немного осталось в памяти родных, что прадед Николай Михайлович Пожидаев вспоминал о войне. Но остались старые снимки, и Валерий рассказал об их истории...
«В моей семье знают и помнят об этом. Знаю и я. Как живые, проходят передо мной дорогие мне люди со старенькой фотографии, в судьбе которых – судьба страны», - написал в своей конкурсной работе девятиклассник Никита Локтев из поселка Кшенский Курской области.
«Я горжусь своим прадедушкой, для меня он настоящий Герой, отважный и мужественный человек, на которого хочется быть похожим», - написала нам девятиклассница Полина Буркова из Костромы. Она представила не только подробные воспоминания фронтовика, но и прекрасно сохранившиеся фотографии и грамоты.
Своими размышлениями о войне и воспоминаниями о прадедушке - фронтовом медбрате Федоркове Александре Ивановиче поделился студент первого курса Курского автотехнического колледжа Семен Бирюков.
АнгеликаБесова живет в с.Борки Курской области, ей 12 лет. На конкурс «Моя семья в истории страны» девочка прислала историю о своем прадедушке Тарасе Сазоновиче.
Юрий учится на 2 курсе профессионального лицея. Его сочинение по воспоминаниям бабушки удивительно душевное: "Я иногда думаю: почему нашу Родину называют матерью? Не потому ли, что судьба её схожа с судьбой русских женщин - долготерпимых, самоотверженных, милосердных, стойких, не жалеющих себя матерей своего народа?"
Как композиторы и поэты работали во время войны? Как поднимали боевой дух солдат? В письмах и дневниках своего отца - известного композитора и педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского - М.Д. Кабалевская нашла ценные сведения об этом самого очевидца.
Бахринисо учится в 8 классе. Её рассказ посвящён миру и дружбе народов: «Почему ты плачешь, бабушка? - спрашиваю я. - Ведь они были нашими врагами!»
«Все мы люди на этой Земле, внученька», - плача, говорит бабушка".
Дмитрий Цветков учится в 4 классе. В его семье сохранились сведения даже о прапрапра... "Прапрадедушка был очень сильным. Вращал вёдра с водой, и вода не выливалась. А как любил русские народные песни! Казалось, что не было ни одной песни, которую бы он не знал".
О тяжелых предвоенных и военных годах и трудностях, с которыми справлялись её члены семьи, рассказывает школьница Юлия Кузнецова из Белгородской области. Юлия заняла первое место в нашем конкурсе сочинений "Моя семья в истории страны".
Об истории семейных фотографий и большой материнской любви рассказывает победительница конкурса сочинений "Моя семья в истории страны" из г.Фролово Волгоградской области Нина Петровна Ратке.