search
Я хочу разузнать, где и как погиб мой прадед

Я хочу разузнать, где и как погиб мой прадед

Иногда какое-нибудь незначащее, казалось бы, событие переворачивает всю нашу жизнь. Перебирая старые фотографии и семейные реликвии, которые хранятся у бабушки на особой полке в шкафу, я увидела необычный бумажный сверток, перевязанный по-старинному верёвочкой. Бумага, в которую было завёрнуто содержимое свёртка, сильно пожелтела от времени. Подстрекаемая любопытством, я развязала верёвочку и развернула заинтересовавший меня свёрток. В нём оказались старые фронтовые письма-треугольники и фотография. С фотографии на меня смотрел девятнадцатилетний русский парень в военной форме. Умные глаза, спокойный, мужественный взгляд, пилотка со звездой – таким запечатлел его фотограф перед отбытием на фронт. Это был родной брат моей прабабушки Зои, Владимир Александрович Журавлев, а письма были написаны им в 1941 – 1942 годах. Моей прабабушки сейчас уже нет с нами, но я помню, с какой любовью рассказывала она нам – мне, моей маме, бабушке – о своём старшем брате Володьке-Чапае. Семья Журавлевых жила в деревне Тросна Щекинского района. В семье было четверо детей, два сына и две дочери. Жили бедно, дети с малого возраста помогали родителям по хозяйству. Володька был вторым сыном в семье.

Его прозвали Чапаем, потому что он был заводилой деревенских мальчишек. Быстрый, ловкий, очень способный в учёбе, Владимир выделялся среди сверстников. Особенно хорошо ему давались математика и немецкий язык. Моя прабабушка вспоминала, что в мирное время перед войной, когда к ним домой приходили друзья Володьки, её старшего брата, парни разговаривали между собой по-немецки, что очень забавляло его младшую сестру, мою прабабушку. А родители Володьки говорили: «Опять немкуете, чтобы мы ничего не поняли? Что замышляете, сорванцы?» После окончания школы Володька поступил в Тульский механический институт, ныне Тульский государственный университет. Он не только успешно учился, но и помогал семье деньгами, так как подрабатывал переводчиком у немецких студентов и специалистов, которых перед Великой Отечественной войной много училось и работало в Советском Союзе. Были они и в Туле.

Когда началась война, Володька ушел на фронт добровольцем, мать и отец уговаривали его повременить: ведь старший брат Василий служил в армии с 1940 года на западной границе, но Володька считал своим долгом защищать Родину и пошел на фронт.

В каких войсках служил Володька, неизвестно. Кто знает, может быть, он был в разведроте, так как хорошо знал немецкий язык, и погиб, выполняя задание в тылу врага? В то время всё это было засекречено. Сколько таких безымянных героев погибло в годы Великой Отечественной войны…

Я начала читать письма Володьки. Меня поразило всё в этих письмах: каллиграфический почерк, грамотность, штамп «просмотрено цензурой» и, конечно же, само содержание писем.

Привожу строки из писем Володьки, которые поразили меня больше всего.

«16 июня 1942 г. Я направляюсь на фронт. Прошу не расстраиваться. Живы будем – не помрём, а если помрём, то что сделаешь, раз выпало так…»
«18 июля 1942г. О своей фронтовой жизни много писать не приходится, да и вам понятно, почему» .

В письмах чувствуется тоска по дому, родным. «Как наш сад, за которым я всё время ухаживал?» - спрашивал Володька.

«9 августа 1942 г. Пишите больше, ибо ваших новостей больше и они не секретны. Пишите, не дожидаясь писем, так мне будет веселей и я буду в курсе жизни нашей деревни» .

Какая любовь, какое почтение к родителям, пожелание всем родным здоровья, успехов в каждом письме! Володька обращается к родителям исключительно на «вы», просит у них прощения. «Кланяюсь вам, ваш сын… Прошу извинения за все неприятности и грубости. Здесь скорее осознаешь свою глупость. Прошу извинения…»

Почти в каждом письме Володька спрашивает, нет ли известий от Васи. С июня 1941 года письма от Василия перестали приходить. Но Володьке об этом не писали, не хотели расстраивать.

«14 августа 1942 г. Я нахожусь на одном из участков Ленинградского фронта. Нам предстоит историческая миссия освобождения города Ленинграда… Живём пока ничего… Пока до свидания. Остаюсь ваш сын, Володька Журавлёв».

Больше писем не было.

30 декабря 1942 года родителей Владимира и Василия Журавлёвых вызвали в Щёкинский военный комиссариат, где они получили похоронку.

Как, когда, где погибли братья, не сообщалось. Мать сыновей Акулина Журавлёва от горя тяжело заболела и умерла.

В нашей семье много лет бережно хранятся, передаваясь из поколения в поколение, эти фронтовые письма, а вместе с ними – память о безвременно ушедшем из жизни талантливом парне, отдавшем жизнь ради нашего счастья.

Прочитав эти письма, я начала искать другие сведения о Владимире Журавлеве. Первое открытие я уже сделала: имя моего прадеда занесено в Книгу Памяти Тульской области. Он числится пропавшим без вести на Ленинградском фронте в марте 1943 года. И я решила, что не остановлюсь в поисках.

Я хочу разузнать подробно, где и как погиб мой прадед. Это зов моего сердца. Может там, в Ленинградской области, есть могила, где похоронен молодой защитник нашей Родины Володька Журавлёв…

Сколько таких простых русских деревенских парней погибло за Родину! Они не могли не погибнуть, они были на передовой! Но их вклад в общую Победу неоценим. Они – герои, о которых пока не рассказано.

Володька! Я хочу быть достойной тебя, твоей чистой, короткой жизни. Я постараюсь прожить свою жизнь за тебя, честно, достойно, так, как мечтал ты. Волею истории, судьбы нам не довелось встретиться, но ты живешь во мне – простой, но особенный русский парень Володька Журавлёв, и я приложу все усилия, чтобы не посрамить мою семью, моего доблестного прадеда, который навеки остался девятнадцатилетним парнем.

Мой дед
Я тебя не увидел, мой дед,
Только места здесь нет для обид,
В гимнастёрке партийный билет
Вместе с сердцем навылет пробит.
За любимую землю свою,
Чтобы солнышку вечно сиять,
За берёзы в родимом краю
Уходил ты тогда воевать.
А в деревне у нас торжество –
Мы встречаем, как праздник, весну.
Ведь известно на свете давно:
Как мы все ненавидим войну.
Всё смотрю на знакомый портрет,
Улыбаешься ты как живой,
Я вот думаю, разве ты – дед?
Ты совсем у меня молодой!

Виктория Горлова, ученица 5 «В» класса МБОУ «Гимназия № 1-Центр образования» г. Щекино Тульской области.

Работа прислана на Всероссийский конкурс «Семейные фотохроники Великих войн России».
Номинация: На лучшую исследовательскую работу-сочинение «Моя семья в истории страны».


Возврат к списку