search
На долгую и добрую память и быть живыми!

На долгую и добрую память и быть живыми!

Моя семья в истории войны

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой

Михаил до войны

Дочь и родственники у памятника Михаилу, г. Новочеркасск

Фотография с фронта

В потрепанном альбоме, доставшемся мне от бабушки Барышевой Аксиньи Терентьевны, я бережно храню старые фотографии. Но среди всех дорогих моему сердцу фотографий родных и любимых мне людей, я с особым чувством благодарности смотрю на фотографии своего дяди Барышева Михаила Елисеевича и ещё на одну маленькую потрепанную фотографию бабушки с внуками. Об истории этой фотографии, о материнской любви я и хочу рассказать.

Когда началась война, Михаилу было 30 лет, жил он в хуторе Русская-Осиновка, Фроловского района, Сталинградской области. Он был женат, имел дочь. Жили они с вместе родителями большой и дружной семьёй. В июле 1941 года Михаил добровольцем пошёл на фронт. Провожая из родного дома сына, мать дала Михаилу на память фотографию, где она со своими внуками – его дочкой Машей и племянником Вовой. На обратной стороне была надпись. Простыми словами она наказывает, просит, требует помнить, что здесь его ждёт мать и дочь и он должен вернуться домой живым.

Уже 10 июля 1941 года жена Татьяна и маленькая дочка Маша приехали на железнодорожную станцию Арчеда провожать его на фронт. На фото справа сидит Михаил, рядом на скамеечке стоит дочь Маша, а за спиной Михаила его жена Татьяна.

Надпись чернилами на обратной стороне фотографии со временем выцвела, и дочь обвела текст, чтобы не утратить совсем. Глядя на эти фотографии мне каждый раз становиться больно и обидно, как трудно и бедно жили простые люди тогда, но впереди их ждали ещё большие испытания и лишения – это война. Где жизнь и смерть ходят в обнимку, где каждый человек это просто боевая единица, а не чей-то сын, муж, отец. И свою жизнь он должен отдать не задумываясь.

Михаил попал воевать в разведке. В боях под Новочеркасском, при выполнении очередного задания он с двумя рядовыми Н. Бельцевым и Л. Ерохиным попал под обстрел. Солдаты были убиты, Михаил ранен в бедро. На кукурузном поле, вечером их нашли женщины соседнего села. Ночью они вернулись на поле, Михаил был ещё жив, но очень слаб. В бреду он звал мать, жену, говорил о карточке, письме. И умер на руках у женщин. Так как в селе были немцы, женщины этой же ночью выкопали яму и похоронили солдат. Вскоре началось стремительное наступление наших войск. О похороненных солдатах женщины даже не успели сказать прошедшим через село военным.

Потом моя бабушка получила известие, что старший сержант Барышев Михаил пропал без вести при освобождении города Новочеркасска. Но не было дня, когда бы она не вспоминала своего сына. Иногда ей не верилось, что он погиб, и казалось, что он сейчас откроет дверь и прижмет её к себе. Иногда сердце разрывалось от боли, и она говорила, что так и умрёт, не зная похоронен ли её сын, или черные вороны растаскали по полю его косточки.

Осенью 1966 года на почту пришло письмо на имя Барышевой Татьяны – жены Михаила. Самой Татьяна уже не было в живых, и письмо принесли бабушке. Письмо было из Новочеркасска, в нём писалось, что завод (сейчас это ОПХ ВНИИВиВ) стал расширять свою территорию, и была обнаружена неприметная, ухоженная могила. Выяснилось, что уже много лет её убирают две пожилые женщины, проживающие рядом. Было принято решение о перезахоронении погибших солдат со всеми воинскими почестями. Когда извлекли останки солдат, то были найдены медальоны, некоторые личные вещи, в том числе и фотография с надписью. Рядом с заводом находилась школа-интернат и красные следопыты подключились к поисковой работе. Был найден командир разведроты, где воевал Михаил. Я знаю, что фамилия у него была Райнер. Вскоре, после получения письма, он сам приехал к бабушке, рассказал, как воевал Михаил, что был послан в разведку, как передал планшет с частью необходимых сведений, а сам, с двумя бойцами, пошел выполнять задание до конца. Он отдал бабушке солдатский медальон и фотографию. Только, когда бабушка увидела свою фотографию, она окончательно поверила в смерть своего сына. Весной 1967 года бабушка засобиралась в дорогу. В церкви она отслужила погребение по убиенному рабу божьему Михаилу и отвезла горсть родной земли на могилу, где покоиться её сын. К этому времени на месте захоронения был уже поставлен памятник, который был создан по фотографии Михаила. Бабушка умерла в 1972 году, но до последних своих дней она любила всех своих детей одинаково, и живых, и мертвых. Я помню и горжусь своими родными.

автор Ратке Нина Петровна

Волгоградская область, г. Фролово

е-mail: ag_frol@volganet.ru


Возврат к списку