search

Сочинение Юрия Белова из г.Южа Ивановской области

Русь святая - вечно  тёмная,
Много ты роняла слёз,
Вся страданьем испещрённая...
Твой народ все перенёс
Вячеслав Сергеечев

"... Нельзя быть патриотом сегодняшнего дня, не опираясь при этом на богатейшее наследие наших предков. Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и умнее разумом. История воспитывает в нем необходимое чувство национальной гордости! История требует от нас уважения к себе, как и дедовские могилы, а культура народа всегда зависима от того, насколько народ ценит и знает свое прошлое..."
В.Пикуль
Семья - маленькая частичка большого сообщества, государства. Каждая страна имеет своих национальных героев, истории таких семей уникальны. История же моей семьи проста, она похожа на истории многих других  российских семей. Я хочу рассказать про свою семью от лица женщин: моей бабушки, прабабушки, прапрабабушки. Вместе со всей страной они пережили много событий: невероятных, трагических, героических, в которых отразились история и судьбы страны и семьи.
Моя бабушка Фая (Гусева Фаина Павловна) - мамина  мама -  родилась в страшном 1941-м, в мае, перед войной. Она поделилась со мной своими воспоминаниями о моих прадедушке и прабабушке, о жизни русской деревни в военные и послевоенные годы.
У моей прапрабабушки Евдокимовой Анны Антоньевны (1867 г.р.) и прапрадедушки Леонида Ивановича было семеро детей:  шесть  дочерей и единственный сын Павел 1913 г.р.
                 
Родились и жили в д.Мальцево Вязниковского уезда Владимирской волости Козловской управы. Жили крестьянским хозяйством, считались  середняками. Имели в хозяйстве лошадей, коров, овец и 40 соток земли. Моему прадедушке Паше сосватали в жены работящую крестьянскую девушку Ульянову Марию Яковлевну.
           

 Отец выделил им старенький однокомнатный дом и кое-какую скотину. В 1931 году началась коллективизация. Вступать в колхоз не спешили, но пришлось. Отдали со своего двора в колхоз две лошади, жеребёнка, две коровы и бычка, овец, а также рабочий инвентарь: два плуга, борону, сани, телегу, тарантас. В колхозе, по рассказам прабабушки, обращались не со «своей» скотиной не бережно: надрывали лошадей на работе, плохо кормили, и хозяйская душа болела за свою скотину. Жить стало трудней. Работали в колхозе за продукты - картофель, горох, зерно. Денег не давали, а за работу начисляли трудодни  в трудовую книжку.
У Павла и Марии родились двое сыновей:  в 1935 - Коля, в 1939 - Саша. Но прадедушка Павел очень хотел дочку, и в мае 1941 года родилась моя бабушка Фая.

                 

  Супруги  растили детей, строили планы, собирались перестраивать дом, выписали в колхозе лес… Шел июнь 1941 года. В деревне готовились к сенокосу: правили и пробивали косы, ремонтировали сбрую, телеги. Обычно мужики начинали косить траву с 25 июня, а шестого июля - Владимирская – престольный праздник . Отпразднуют и начинают убирать уже подсохшее сено в стога. Это был радостный сезон работы, от него зависела зима - как прокормится скот. Но 22 июня долетела до той глухой деревни страшная весть – ВОЙНА! В деревне поднялся такой плач! Потом приехали военные, началась мобилизация на фронт. Всех собрали у сельского клуба, все четырнадцать деревень Сельского совета . Было много речей, играли гармонисты, песни, пляски, смех, плач, но это было прощальное гулянье. Дети, жены, матери, «висели» на своих родных, не отпускали, некоторые падали в обморок. Выступающие военные успокаивали, что это ненадолго, не больше года. Но все прощались, словно навсегда. Прозвучала команда на построение, и все тронулись под гармошки, плач и стон пешком в Шую. И полетели письма-треугольники с дороги. Моя прабабушка получила только три письма: два с дороги и одно перед наступлением.

           
Писал прадедушка, чтобы берегла детей, а если станет трудно, то пусть пилит лес на дрова, он вернётся - напилит нового. Не вернулся…  Пропал без вести под Выборгом. Ходили втроём в разведку, немцы их обнаружили, открыли шквальный огонь. Это рассказал сослуживец из соседней деревни, он был с ним, но уцелел, прабабушка ходила к нему потом. Так она осталась вдовой в двадцать шесть лет с тремя малолетними детьми на руках и престарелой свекровью.
Военное время бабушка помнит смутно, ей было всего четыре года, но помнит, что через деревню постоянно шли то ли беженцы, то ли нищие. Несли на обмен вещи – ткани, шали, самовары, а взамен просили продукты. Помнит, как сидела женщина с детьми за столом, а прабабушка наварила много картошки с капустой, и как жадно они ели. В военное время в деревне не голодали, а в послевоенное было очень трудно. Семьи обложили госпошлиной - нужно было сдать государству триста восемь литров молока, сорок четыре килограмма мяса, пятьдесят штук яиц. По весне кончались все овощи, оставалась только капуста. Дети, как только оттает земля, ходили по полям, собирали прошлогоднюю картошку. Прабабушка очень долго ее промывала и пекла из нее блины, лепешки с лебедой. Дети собирали и ели щавель, дикий лук, черемуху, дикую смородину, а плодовые деревья все вымерзли  в 1942 году.
В колхозе работали без выходных и без отдыха, болеть не разрешалось. Из колхоза никто никуда не мог уйти, потому, что колхозникам паспорта не полагались. В колхозе после войны остались только старики, женщины и дети, да двое калек-фронтовиков. Весь труд лёг на их плечи, а работы было много. Каждое утро в окно стучал одноногий бригадир Федяша Захаров – давал наряд на работу, как говорили, «наряжал». Бабушка помнит, как женщины пахали поля плугом на быках, потому что лошади погибли на фронте, как грузили на телеги мешки с зерном и картошкой, жали вручную рожь и пшеницу, вязали снопы. Моя прабабушка работала войну дояркой. Ее рабочий день начинался в три часа утра, а заканчивался в одиннадцать вечера. Вручную доила четырнадцать коров, раздавала им сено, убирала навоз, из колодца вёдрами таскала воду и поила скот. Бабушка с братом ей помогали утром и вечером. Ежедневно мыли у коров стойла руками и скоблили половицы косырем. А летом в обеденное время ездили на лошади с флягами на выгон, доили коров на лугу, процеживали молоко, убирали его на лёд, мыли фляги, а после дойки шли на повседневную работу.
     
Уже с 8-9 лет дети помогали родителям работать. Бабушка рассказала мне, что входило в их обязанности: поливка колхозного огорода, боронование, пастьба телят, выгон лошадей на выпуск, утрамбовка силоса и сена на сушиле коровника, работа на току и в сенокосе, прополка картофеля. Никто не роптал, потому что это была повседневная жизнь, другой жизни никто не знал, все восстанавливали страну каждый на своём месте.
После войны пригнали в деревню пленных немцев. Ничего плохого они себе не позволяли, работали под конвоем на полях. Поселили их в колхозной конторе, кормили хорошо. У них были масло, мясо, сахар. Бабушка  с другими детьми бегала на них смотреть - какие они? Но что-либо брать у них запрещалось, а немцы пытались детей угостить. Бабушка помнит, как ей, семилетке,  очень хотелось  взять кусочек сахара, он ей даже ночью снился.
1953 год был большим потрясением для всей деревни - умер Сталин. Бабушка пришла из школы, а народ из всех деревень стоит под  окнами учительницы Строгановой - у нее было радио «Родина» на батареях. Они открыли окно, поставили радио на подоконник, и вот все слушали траурную речь, музыку и все поголовно навзрыд плакали. Была такая безысходная скорбь, никто не понимал, как теперь жить дальше без вождя. Но жизнь постепенно улучшалась.

         
В 1961 году провели свет, появились репродукторы, стали больше всего узнавать. В магазинах ежегодно стали делать скидки на товары, вот была радость! На трудодни стали начислять какие-то денежки. Советские и престольные праздники люди праздновали всей деревней. Забивали бычка, варили студень, жаркое, пельмени, мясо и гуляли весело. В каждой деревне был не один гармонист.

Потом появился и киномеханик - муж учительницы. В тёмное время он крутил фильм «Чапаев» прямо на улице, люди приходили со своими стульями. Фильм крутили по пять раз. Вот было радости!
Училась бабушка Фая с другими детьми  в Мстерской школе. Ходила из дома по восемь километров в одну сторону до реки Клязьма, потом переправлялись на лодке, и так каждый день в любую погоду, только зимой их возили на колхозных санях, никому даже не приходило в голову прогуливать – была строгая дисциплина. Бабушка училась очень хорошо, но после десятого класса сразу пошла работать на швейную фабрику города Вязники, так как средств на дальнейшую учебу не было. На работе бабушка была всегда в передовиках, ее фотография  постоянно висела на Доске почёта в центре города. Она была членом комитета комсомола и четырехкратным победителем социалистических соревнований, состояла в народной дружине, руководила кружком политической учёбы.

          

 В 1965 году мой бабушке предложили вести в сельской школе немецкий язык. Она поступила заочно в Ивановский университет. Вышла замуж за сельского парня, родилась моя мама, потом тетя Оля. Проработала в школе тридцать четыре  года, имеет много наград, в том числе «Отличник народного просвещения».
Вот такую жизнь прожили женщины нашей семьи. Незаметно, день за днем своими руками, слезами, сердцами и песнями творили они историю страны. Я иногда думаю: почему нашу Родину называют матерью? Не потому ли, что судьба её схожа с судьбой русских женщин - долготерпимых, самоотверженных, милосердных, стойких, не жалеющих себя матерей своего народа?

Автор: Белов Юрий Сергеевич, обучающийся 2 курса ОГБПОУ ПЛ№40 г.Южа по профессии «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ».
Учитель: Верховцева Светлана Викторовна, мастер производственного обучения ОГБПОУ ПЛ№40 г.Южа


Возврат к списку