Мы, дети нового поколения, пожалуй, не до конца осознаем значение слова «война». Да, мы знаем, что была в нашей истории Великая Отечественная война. На уроках истории знакомимся с её периодами, причинами, основными событиями. Мы знаем, что победа в войне была важна не только для нашей страны, но и для всего мира. Мы не испытывали тех страданий, через которые прошли наши прадеды и прабабушки. Но мы знаем, какой ценой им далась «Победа» - слово, значащее очень многое. Даже больше, чем «война».
Хочу рассказать, как я стал понимать, что же такое эта война. Сначала, как и для многих других мальчишек, войной для меня было сражение между пластмассовыми солдатиками да игры, мелькающие на экране моего компьютера. Я часто гостил у бабушки в деревне и не раз разглядывал на стене фотографии. Все они были старые, пожелтевшие. С одной из них смотрели на меня два человека в военной форме.
- Кто это?
- Это твой прадед Анатолий и его друг Павка. Они были на войне.
- Бабушка, а что такое война?
Она тогда задумалась, посмотрев в окно, за которым моросил мелкий дождь. Тогда был август. Потом она рассказала мне про своего отца, моего прадеда Анатолия Дмитриевича Тихомирова. А я с восхищением и ужасом слушал эти рассказы. Снова и снова заставляя потом бабушку их пересказывать. Эти мальчишеские, остро переживаемые впечатления сложились для меня в картины той войны, героического пути моего прадеда. Мне тогда казалось, что я был там и видел всё своими глазами. Мой прадед Толя родился в 1915 году. Он был веселым и жизнерадостным, везде находил место для шутки. Замечательное качество, правда? Как он сам утверждал, оптимизм, смекалка и веселый нрав всегда придавали уверенность и не давали сдаться даже в самых тяжелых ситуациях. А таких ситуаций выпало на его долю немало. В армию его призвали 7 июня 1941 года. Когда началась война, он уже носил солдатскую форму, проходил школу артиллеристов. Учился хорошо, и это сильно пригодилось ему в дальнейшем. После окончания обучения, Анатолий оказался на передовой, на Ленинградском фронте. Шли ожесточенные сражения. Ужасные звуки разрывающихся снарядов, кровь, текущая по родной земле, крик однополчан... И он вновь и вновь заряжал пушку, а поле боя оглушал очередной выстрел. Сколько их было? Десять? Сто? Тысяча? Он уже не помнил и не слышал – оглох. Но было осознание в одном: не сдаваться врагу. За Родину, за семью, за народ!
Во время одного из боев он был тяжело ранен, потерял сознание. Придя в себя, дернул ногой, приоткрыл глаз, а тут немцы… Два страшных года он провел в концлагере. Их не водили на работы, нет. Они томительно сидели в холодных бараках, ели, что дадут. Его, как и других солдат, водили на допросы, пытали. Он особенно не любил, как говорила бабушка, описывать это время, только морщился. Как он выдержал не понятно. Но ему удалось сбежать, вместе со своим другом Павкой. Бабушка, к сожалению уже не помнила всех деталей. Сложнее было добраться до своих! Тяжел был этот путь. Было ощущение, что со всех сторон их обступают, что погоня близка. По дороге они ели сухую кору деревьев, траву и корешки. А если попадались ягоды, то они казались вкуснее всего на свете. Однажды, они оказались около озера и услышали крики немцев и рычание собак. Тогда и пригодилась находчивость моего прадеда. Они сорвали соломинки, взяли их в рот и прыгнули в воду. Собаки остановились около воды и дальше не могли найти след, а дед с Павкой плыли под водой, дыша через торчащую из воды соломинку. Прямо как в фильме. Этот эпизод меня особенно вдохновлял! Выбравшись на другой берег, они побежали дальше. Четыре дня ада, четыре дня постоянного напряжения и боли во всем теле. Только на пятый день деду с другом удалось добраться до партизан. Дед поел, упал на траву и спал несколько часов подряд, пытаясь восстановить хотя бы часть тех сил, которые он потерял. Долго отдыхать он себе не позволил, вновь воевал, только теперь в составе партизанского отряда вплоть до расформирования 15 марта 1944 года.
Шел 1944 год. Фашисты уже понимали, что советский народ так и не сдался, и их победный марш окончательно остановлен. Борьба стала еще ожесточеннее. В одном из таких боев около пушки моего прадеда взорвался снаряд. Клубы дыма поднялись вверх, и, казалось, будто это дыра в ад, в самое его пекло. Один из осколков снаряда попал деду в висок. От боли он потерял сознание…
Сознание вернулось к нему в полевом госпитале. Хирург, замечательный человек, дед долго помнил его имя, сказал, что осколок засел глубоко в голову, и если его вытаскивать, то он умрет. Воевать он больше не сможет! При этом Анатолий всегда ухмылялся, когда вспоминал. Как только он узнал, что его могут комиссовать, принял решение. Только ему стало легче, поздней ночью, он встал со своей кровати, открыл окно госпиталя. Прохладный ветер ласкал лицо, на улице было свежо и тихо. Пели свою песню сверчки. Именно так я себе это представлял. Не медля ни секунды, дед спрыгнул на землю и убежал к своим, на передовую. Даже снова сумел попасть в свое подразделение.
Мой героический прадед — обладатель многих наград. Это Орден Красной Звезды, Орден Славы III степени, медаль «За оборону Ленинграда», медаль «За отвагу» дважды!
Что все рассказы не выдумка, у меня есть подтверждение. Это справка из Центрального архива Министерства обороны СССР о том, за что Анатолий Дмитриевич Тихомиров был награжден Орденом Славы III степени.
В наградном листе было написано: «В бою за населенный пункт Винтенберг 15.3.45 г. товарищ Тихомиров из своего орудия прямой наводкой подавил 5 огневых точек противника, уничтожил 8 фашистских солдат, обнаруженных в одном из сараев. В бою за населенный пункт Вальтцорф 16.3.45 г. огнем из своего орудия уничтожил 2 станковых и один ручной пулемет вместе с прислугой. 20.3.45 г., стоя на посту, заметил группу немцев, пытавшихся пробиться через наши боевые порядки к своим войскам, своевременно подняв тревогу, огнем из автомата уничтожил трех солдат и одного захватил в плен. Будучи раненым в этой перестрелке, не ушел с поля боя до конца всей операции и лишь после того отправился на перевязочный пункт…». Вот так воевал мой замечательный прадед.
С тех пор Великая Отечественная война для меня это то, что пережил и совершил мой прадед, а также такие же прадеды и прабабушки моих ровесников. Это они жили и творили Победу и жизнь, которой мы сейчас живем. К сожалению, я не смог увидеть моего прадеда, так как он умер за девять лет до моего рождения. Бабушка родила двух дочерей, одна из них - моя мама. Перед каждыми родами, дед Толя говорил: «Галинка, назовешь Иваном! Только Иваном и никак иначе!». Но рождались девочки. А потом у моей мамы на свет появился я. Никто из родных не задумывался над выбором имени. Да, меня зовут Иван, и я горжусь этим именем! Я горжусь своим прадедом! А после, эту гордость в сердце будут носить мои дети и дети их детей…
Глядя на портрет, с которого смотрят добрые, веселые глаза моего прадеда, я расскажу им о нем, как когда-то это сделала моя бабушка.
Иван Андрухив, студент 1-го курса ивановского колледжа культуры.
Работа прислана на Всероссийский конкурс «Семейные фотохроники Великих войн России». Номинация: На лучшую исследовательскую работу-сочинение «Моя семья в истории страны».