Начинаем публикацию конкурсных работ. Героическая судьба этой удивительной женщины поражает. Она обладает именно той формой святости, которую мы называем высшей и полностью оправдывает своё имя - Ариадна. В 20 лет в тяжелейших условиях блокадного Ленинграда она совсем не думала о себе, а спасала тех, кому была нужна её помощь. В свои 98 лет сегодня Ариадна Иосифовна остаётся настоящим бойцом, старается всё делать по дому сама, не опускает руки в трудных жизненных ситуациях.
27 августа 1920 года в Петрозаводске в семье комиссара первого полка первой стрелковой дивизии Иосифа Дегуца и его супруги Клавдии Андреевны родилась дочь. Ей дали совершенно неожиданное для Советской России тех лет имя - Ариадна. Это имя греческого происхождения, означает «Священная», причём возведённая в высшую степень святости. Это именно та Ариадна, которая спасла Тесея, дав ему клубок нитей, чтобы герой в тёмном подземелье смог найти дорогу обратно. Имя стало для Ариадны путеводной звездой и во многом определило её жизненный путь. Отец погиб в годы Гражданской войны на Южном фронте в боях с Врангелем. Девочку воспитывали мама и приёмный отец, которые передали ей много душевного тепла и родительской заботы.
После школы Ариадна поступила в Ленинградскую лесотехническую академию, была активной комсомолкой, организовала школу медицинских сестёр. С первых дней войны стремилась помочь фронту. Вместе с другими студентами рыла окопы в Волосово под Ленинградом и рвалась на фронт. В сентябре 1941 года была призвана Красногвардейским военкоматом г.Ленинграда в ряды Красной армии и направлена в сортировочный эвако-госпиталь №282. Он располагался в гостинице «Англетер» напротив Исаакиевского собора. Эта гостиница до войны отличалась роскошью, но убранство быстро изменилось – солдаты принесли железные кровати, оборудовали операционные и палаты для раненых. Сразу же начали поступать больные с воспалением лёгких и туберкулёзом, привозили много раненных. А чего ждать в суровые фронтовые дни? Холодная дождливая осень, сырая земля, фашистские обстрелы давали свои скорбные плоды. Госпиталь был сортировочный, а это значит, что сюда привозили бойцов и гражданских людей для оказания самой первой помощи. Каждый пациент нуждается в лечении и заботе медицинских работников, а их встречали 20-летние девчонки, не нюхавшие пороха, не видевшие ран и увечий. На одну медсестру приходилось приблизительно 120 раненых. Надо было успевать, но сил не хватало. До установления блокады в день получали 400 граммов хлеба, несколько кусочков сахара, иногда кормили обедом, но положение ухудшалось, каждые 15 минут немцы совершали налёты. По ним часы можно было сверять, вспоминает Ариадна Иосифовна. Во время налётов надо было бежать в бомбоубежище, но девчонки прятались под кроватями, как будто это могло их спасти. Ариадна Иосифовна вспоминает страшные морозы, когда одеяла не спасали и все укрывались матрасами. Утром просыпались, а ресницы слипаются. Прежде чем открыть глаза, их надо было потереть, чтобы иней оттаял.
Из наградного листа Ариадны Иосифовны Виноградовой (Дегуц): «С первых дней войны работала в перевязочной хирургического отделения, затем в центральной операционной. Стоя у стерильного стола, строго соблюдала асептику, всегда строга и внимательна к своим обязанностям, требовательна к себе и к другим. Во время войны прекрасно овладела техниками переливания крови, гипсования, внутривенного вливания».
Росло количество раненых. Работали по 12 часов в сутки, часто оставались ночевать в госпитале. Начали поступать истощённые люди, да и сотрудники госпиталя уже были не те, состояние здоровья ухудшалось от голода… Норма хлеба сократилась, в госпитале ели баланду из столярного клея, запивали чаем, настоянным на хвое. Ленинградцев спасали сброшенные с самолётов мешки с сухарями. Но разве этим можно было накормить огромный город? Врачи заставляли пить сок сосны, он спасал от цинги, но был горьким и противным. У Ариадны Виноградовой 1 группа крови, она сдавала её при первой необходимости. Не успеют перелить кровь одному раненому, а нужна помощь другому. Довела себя до истощения, умирала. Спас главный врач госпиталя. Он положил её в кладовку, принёс воды и кусочек хлеба, несколько дней отпаивал соком сосны. Ариадна Иосифовна вспоминает: «Ночью я проснулась, а в дверях стоит раненый и смотрит то на хлеб, то на меня. Я ему говорю: «Бери. Мне уже не нужно». Но он не взял. Не поверил, что я медицинская сестра и не выживу. Сам голодный, но не стал забирать кусочек хлеба у молодой умирающей медсестрички. Я встала на ноги - наверное, забота главврача и сосновый сок меня подняли».
Из наградного листа Ариадны Иосифовны Виноградовой (Дегуц): «Часто в операционную доставлялись тяжело раненые после несчастных случаев для срочной хирургической помощи, чаще это случалось ночью, и после подачи инструментов хирургу Дегуц неоднократно сдавала свою кровь. Иногда промежутки между сдачей крови были очень короткие, но тогда, когда больной нуждался в крови, а под рукой её не было, Ариадна Дегуц никогда не отказывала.
Весной стало легче, повсюду в Ленинграде были разбиты огороды. Выращивали всё, что возможно, даже около Исакиевского собора. Открыли Ладогу. «Привезли нам картошку, мы её посадили, а когда урожай созрел – собирали и объедались. Пекли во мху, потому что костры было жечь нельзя, немцы могли заметить. Наешься, а потом по земле от боли катаешься, не воспринимал, видимо, организм. Улучшилось и питание в госпитале, стали давать 3 блюда – первое, второе, компот или кисель. Один раз в день питались, но три блюда! Поешь, и такое блаженство, но через несколько часов опять кушать хочется».
Из наградного листа Ариадны Виноградовой (Дегуц): «Скромная, немного застенчивая, всегда спокойная и уравновешенная, целыми днями перевязывала раны, переливала кровь или гипсовала, никогда не думала об отдыхе. В дни массовых поступлений после тяжёлой дневной работы принимала раненых ночью, всегда оставалась в отделении и на следующий день»
После освобождения Ленинграда госпиталь передислоцировался. 300 человек погрузили в вагоны и отправили к линии фронта. Фронтовые медики помогали бойцам в Белоруссии, Кенигсберге, Польше. Победу Ариадна Виноградова встретила в Лодзи, затем вернулась в родной Ленинград.
Из наградного листа: «Своим добросовестным, упорным трудом завоевала заслуженный авторитет и любовь среди раненых и персонала. Представляется к награждению медалью «За боевые заслуги».
У ветерана есть и другие награды-медали «За Победу над Германией» и «За оборону Ленинграда», орден Отечественной войны 2 степени. Много юбилейных медалей. Но дело не в наградах.
Героическая судьба этой удивительной женщины поражает. Она обладает именно той формой святости, которую мы называем высшей и полностью оправдывает своё имя - Ариадна. В 20 лет в тяжелейших условиях блокадного Ленинграда она совсем не думала о себе, а спасала тех, кому была нужна её помощь. В свои 98 лет сегодня Ариадна Иосифовна остаётся настоящим бойцом, старается всё делать по дому сама, не опускает руки в трудных жизненных ситуациях. «Не надо обо мне писать. Я этого не люблю», - сказала она. Нет, надо! Все мы гордимся тем, что живём в одно время с такими героическими и скромнейшими людьми. Низкий Вам поклон, дорогая Ариадна Иосифовна.
Любовь ГАЙДОВА, Анна ГЛАДКИХ, Елена СОЕНКОВА
Благодарим за предоставленные материалы АНО «Центр социального обслуживания Московской области», Совет ветеранов, Объединение краеведов г.Реутова и лично Елену Соенкову.
Работа представлена газетой "Реут" (г.Реутов Московской области) в четвертой номинации - конкурс для СМИ (на лучший материал (очерк, интервью, фоторепортаж) о человеческих судьбах в истории страны времен Первой и Второй мировых войн). Ссылка на опубликованный материал http://in-reutov.ru/novosti/zemlyaki/zhivye-svideteli-voyny-ariadna-iz-blokadnogo-leningrada