search
04.09.2015

«Хочу быть учителем - воспитывать в детях человечность»

На наши вопросы ответила активный участник проекта www.fotohroniki.ru  Светлана Владимировна Карлинская, учитель русского языка и литературы Житнянской школы Почепского района Брянской области.

С.В. Карлинская о себе: я работаю в Житнянской школе Почепского района Брянской области уже 18 лет учителем русского языка и литературы. Школа сельская, от дома находится в 10 км. После окончания института  (с отличием) думала поработать года два-три в селе и перейти в город, но так и осталась там: ученики добрые, послушные, коллектив хороший. Потом 10 лет работала завучем по воспитательной работе и вела часы русского языка и литературы. Вскоре ставку завуча по воспитательной работе сократили, так как школа маленькая (72 человека),  работала просто учителем русского языка и литературы. Сейчас работаю основным завучем в школе по учебно-воспитательной работе и веду русский язык и литературу в 5, 11 классах. Очень люблю свой предмет, имею губернаторский грант, являюсь ведущим экспертом областной предметной комиссии ГИА-9 по русскому языку, награждена Почётной грамотой губернатора Брянской области. Педагогический стаж составляет 18 лет. Просто не мыслю свою жизнь без любимого предмета и своих учеников.

Светлана Владимировна, благодарим Вас за участие в нашем конкурсе - в 2013 году он назывался "Семейные фотохроники Великой Отечественной войны" - откуда Вы узнали о нём?

 - Спасибо большое за такой конкурс. Нам, людям из далёкой глубинки, было особенно отрадно поучаствовать в таком престижном конкурсе и занять почётное 2-е место. Приятно порадовала организация конкурса, экскурсия по Музею Великой Отечественной войны, знакомство с новыми интересными людьми. Никогда не думали, что мы с моей ученицей можем стать призёрами такого конкурса. Мы участвовали во многих конкурсах, были лауреатами и призёрами, но призёрами такого престижного конкурса стали впервые, и большое спасибо вам и уважаемому жюри за то, что так высоко оценили нашу работу. Мы очень старались. 

Как узнали о конкурсе? Может быть, покажется парадоксальным, но вначале мы отправили свою работу на  региональный конкурс сочинений в г. Брянск, который назывался "Молодые брянцы о войне". Кстати говоря, там тоже совершенно неожиданно заняли 2 место в области, ездили на награждение в Брянск. Потом представители из Брянского областного Дворца детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина позвонили мне где-то через месяц и сообщили, что наша работа и ещё 6 лучших сочинений были отправлены на Всероссийский конкурс «Семейные фотохроники великих войн России», и именно работа Юли заняла 2-е место во всероссийском конкурсе. Так что ещё  хочу сказать огромное спасибо организаторам конкурса Брянского областного Дворца детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина, которые отправили нашу работу в числе лучших. Это и их заслуга в том числе. Вот так, сами того не зная, мы поучаствовали в вашем конкурсе и стали его призёрами.

Расскажите, пожалуйста, подробнее, как проходила работа по написанию сочинения - от обсуждения идеи до её воплощения. Кто ещё участвовал в процессе? 

 - Работа по написанию сочинения была очень кропотливая, долгая, но это стоило того. Дело в том, что каждый год по традиции учащиеся нашей школы, администрация города Почепа, сельская администрация участвуем в митингах, посвящённых Дню освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков (17 сентября) и в День Победы. В селе Чопово есть памятник погибшим лётчикам, которых сбили в годы ВОВ и которых местные жительницы наперекор приказу немцев ночью прикопали. А потом спустя некоторое время  погибшим лётчикам в с. Чопово поставили памятник, возле которого проходят митинги два раза в год в указанные выше даты, возлагаются венки и цветы. 

Когда я работала завучем по воспитательной работе, я  готовила выступление учащихся на этих митингах, собирала информацию по крупицам. В канун 70-летия Победы родилась идея написать сочинение про этих лётчиков, тем более, что был объявлен областной конкурс. Нашли материалы в школьном архиве: вырезки из газет, письма родственников лётчиков, нашли письмо маршала, который писал про этих лётчиков. Спрашивали у местных жителей, которые ещё остались в живых и знали об этом событии в истории села. 

Интерес по сбору материала рос с каждым днём, тем более, что прабабушка Юли ухаживала за могилкой лётчиков до самой смерти. Материал получился очень интересный и захватывающий. Это была некая эпопея, которая открывала с каждым днём всё новые подробности. 

У нас в школе работает ещё бывший директор Кибальчич Лариса Тимофеевна. Каждый год она выступает на митингах у памятника и рассказывает эту животрепещущую историю учащимся. Мы  слышали эту необыкновенную историю много раз, но каждый раз вновь и вновь хочется услышать её. Лариса Тимофеевна рассказывает её так, как будто сама была участницей этой истории. И  чувство горести, боли, скорби и безмерного восхищения, с которым она делится всё новыми подробностями, охватывает и нас, учителей, и учащихся. Все проникаются неподдельным чувством сопричастности к  этой истории. Не передать словами эмоции, которые переполняют всех нас. Мы восхищаемся подвигом этих лётчиков. Но ещё больше преклоняемся перед смелостью и бесстрашием простых русских женщин, которые не побоялись немцев и похоронили тела героев, а потом ещё после войны разыскали сестёр лётчиков из Белоруссии и поддерживали с ними связь. 

Знаете, в который раз я рассказываю эту историю, и в который раз  меня охватывает безмерное чувство гордости за наш необыкновенный народ, наш чудо-народ-ПОБЕДИТЕЛЬ!!! (простите за излишнее лирическое отступление на эту тему...). По всем вышеперечисленным материалам было и написано это сочинение и отправлено в Брянск. Не скрою: когда я его прочитала, на глазах появились слёзы, а в горле был ком, потому что тяжело всё это...

Ваша ученица - лауреат конкурса проекта www.fotohroniki.ru Юлия Рожковская уже закончила школу. Как складывается её дальнейшая судьба? 

 - Да, Юля Рожковская в этом году закончила школу. Она просто умница, и это не  пафосные слова, поверьте. Её отличают необыкновенная работоспособность, жажда знаний, кропотливый труд. К тому же, она очень скромная, ответственная, добрая и уважительная девочка. Согласитесь, что не так уж часто встретишь сегодня эти качества. 

Три года подряд в 9-11 классах она становилась победителем и призёром районной олимпиады по литературе! Вначале в 7 классе была 7-й, в 8-м четвертой, а в 9,10,11-х классах - призёром и победителями. Вы представляете, какая у неё работоспособность! Неумолимое желание доказать прежде всего самой себе, что она может соревноваться на равных с другими детьми из городских школ, где учащихся гораздо больше - от 300 до 700! А у неё в селе библиотека совсем маленькая, а Интернет почти никогда не работает. Глубинка, одним словом. И при этом она ни разу не возгордилась этим. Очень порядочный человек.  

Один год Юля  участвовали в областной олимпиаде по литературе. Призовое место не заняла, но это позволило ей сделать для себя вывод, что всё возможно и не надо ничего бояться. Юля с трёх лет влюблена в литературу.  Начиная с 5го класса,  Юля поставила цель стать учителем русского языка и литературы и упорно к ней шла 7 лет. Заведующая сельской библиотекой говорила, что Юля перечитала всё, что можно. 

Знаете,  на память невольно приходят строки из комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума": "В науки он вперит ум, алчущий познаний...." Наверно, к Юле это напрямую относится. Она участвовала во многих районных, областных конкурсах, становилась их призёром и победителем. Участвовала в районных конкурсах чтецов и тоже становилась победителем и призёром. В этом году она выучила балладу нашего земляка А.К. Толстого "Василий Шибанов" и заняла первое место в районе. Её прочтение было особо отмечено жюри.  Она осознанно выбрала себе цель и целенаправленно к ней готовилась. Одноклассники говорили ей: "Кто сейчас такой учитель?", но она никого не слушала и готовилась. Правда, как-то мама попробовала её склонить пойти в медицину. Юля буквально через три дня сказала матери: "Я не могу без литературы жить". Мама поняла, что дочка настроена очень серьёзно и согласилась с выбором дочери. 

Последнее школьное сочинение Юли заканчивалось словами: (пишу дословно выдержки из сочинения, потому что храню его как реликвию, как продолжение своей "немодной" профессии и горжусь, что вырастила себе такого продолжателя): "На пороге ухода из школы я уже точно знаю, что хочу быть учителем русского языка и литературы. Литература не только научила меня жизни, но и влюбила в себя. Я думаю, что в будущем и мои уроки станут для кого-то уроками жизни. Я хочу воспитывать в детях человечность". 

Юля, девочка из российской глубинки, где почти не работает  Интернет и есть маленькая библиотека в селе, достойно сдала ЕГЭ по русскому языку и литературе на 95 и 82 балла соответственно и поступила в Брянский государственный университет на учителя русского языка и литературы! Мечта сбылась, и я очень рада за свою необыкновенную ученицу.

Имели ли какое-то значение для Юлии, для Вас, для школы её победа во Всероссийском конкурсе и поездка в Москву?

 - Поездка в Москву открыла для Юли новые горизонты, она ещё больше поверила в свои силы. О нас даже написали статью в местной районной газете с подзаголовком "Знай наших!". Подарок-планшет так был нужен Юле. Ведь родители у неё обыкновенные люди, получают немного: мама работает поваром, а папа трактористом. А для учёбы в Брянске он ей так пригодится! Что касается меня, я тоже несказанно рада за свою ученицу. Знаете, победы моих учеников - это моё счастье! Вы скажете, что звучит странно в современном мире. Согласна. Но в этом, по-моему, заключается подлинное счастье настоящего учителя! Ещё раз уточню:настоящего учителя! Мы участвовали во многих Интернет-конкурсах всероссийского уровня, но это всё не то. Живое общение, Москва, Поклонная гора, Музей Великой Отечественной войны - это не сравнить ни с чем. Это даёт возможность поверить, что ты можешь тоже достойно конкурировать с коллегами из других городов. Спасибо Вам огромное.

 В каких ещё конкурсах, быть может, всероссийского уровня Вы принимаете участие вместе с учениками? Какие ещё мероприятия по патриотическому воспитанию и знанию истории родной страны проходят в вашей школе? 

 - Да, мы принимаем участие в районных, областных и  Всероссийских конкурсах. Чаще всего это Интернет-конкурсы. Так, в этом учебном году мы принимали участие во Всероссийском конкурсе сочинений "И помнит мир спасённый...", организованном общероссийской общественной организацией "Ассоциация учителей русского языка и литературы" и РОО "Брянское землячество", где Юля заняла 3 место. 

Также другая моя ученица заняла 3 место в областном конкурсе творческих работ "Привычка. Характер. Судьба" в номинации эссе (конкурс антинаркотической направленности). 

Участвуем во Всероссийском дистанционном конкурсе задачка.ру, во Всероссийских конкурсах, проводимых ССИТ, во Всероссийских конкурсах, проводимых МГИА КЛИО. Мои ученики ежегодно становятся победителями и призёрами этих конкурсов. 

В нашей школе проходит много мероприятий по патриотическому воспитанию, так как патриотическое воспитание - это одно из направлений, по которым работает наша сельская школа. Так, в сентябре традиционно проходят во всех классах часы общения, посвящённые годовщине со Дня освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков. Потом митинг 17 сентября, к которому готовятся почти все 72 ученика школы.  

К сожалению, возможности нашей школы очень маленькие. Компьютеры есть только в начальных классах и в двух кабинетах среднего звена, но они старые. Два ноутбука в школе, один из которых у директора, а другой переносим из кабинета в кабинет и с утра "занимаем очередь", кому брать ноутбук. Музыкальный центр сломан. Поэтому подготовить хорошее современное мероприятие всегда проблема прежде всего из-за отсутствия технических средств. Но мы стараемся и не унываем. Чтобы было легче "справляться с техникой", классные руководители готовят общешкольное мероприятие к какой-нибудь "патриотической" дате: снятию блокады Ленинграда, Сталинградской битве, битве под Москвой и т.д. 

Так, в прошедшем учебном году я давала открытое общешкольное мероприятие в форме телемоста  "СССР - Российская Федерация" ко Дню защитника Отечества. Участвовала почти вся школа. Очень хорошее получилось мероприятие, тронуло всех до слёз. Я посылала эту разработку на областной конкурс методических разработок патриотической направленности, где она заняла 1 место. 

Ещё проводим конкурсы сочинений патриотической направленности. Моя ученица, которую взяли в приёмную семью, писала сочинение о своём  приёмном отце, который служил в Афганистане. Эта работа, написанная со слов отца, заняла 1 место по Центральному Федеральному округу во Всероссийском конкурсе сочинений, организованном ССИТ. 

С 23 января по 23 февраля в школе, а затем в районе  проходит ежегодный месячник военно-патриотической работы, который включает в себя разнообразные мероприятия: конкурс патриотической песни (наши ученики тоже становятся призёрами и победителями районного конкурса), конкурс рисунков, всевозможные игры: "А, ну-ка, мальчики!" , "Зарница", спортивные соревнования и др. Заканчивается всё в мае традиционным митингом ко Дню Победы у памятника погибшим лётчикам. 

Светлана Владимировна, Вы как педагог много общаетесь с ребятами на разные темы. Как Вы считаете, сегодня многие ученики знают историю своей семьи или стремятся её изучать? Есть ли семьи, где знают и стараются передать детям историю многих поколений своей родных? 

 - Думаю, что  интерес к  истории своей семьи должен начинаться прежде всего с семейных традиций, а также зависит от того, насколько учителя сумеют увлечь ребят в этом направлении. У нас в школе прекрасный учитель истории, который прививает детям любовь к историческому прошлому своей семьи.  Во многих семьях эти традиции соблюдаются. 

В этом учебном году мы проводили конкурс учебных проектов, где большинство учащихся подготовили проекты на патриотическую тему. Они собирали материал о своих прадедушках, родственниках, погибших в годы ВОВ, а потом защищали его. Это был настоящий праздник! Знаете, остались в памяти слова из работы одного ученика, который даже отправил свою работу  "Солдат Победы" в районную и областную газету. Вот что он написал  о своём прадедушке:" ...9 Мая 2011 года перестало биться сердце моего Солдата Победы. Так случилось, что этот знаменательный день, который он каждый год ждал с нетерпением , стал днём его смерти. Совпадение? Не знаю, но судьба распорядилась именно так. Сегодня мне, его правнуку, в канун 70-летия со Дня Победы как никогда хочется сделать ему подарок - рассказать об этом удивительном человеке, прошедшем всю войну..." 

Поразительно, с  какой гордостью ученик пишет о своём прадедушке! И какие интересные факты его биографии приводит! Например, как прадедушка прошёл всю войну, освобождал многие города и страны, и лидер Корейской Народной Демократической Республики Ким Ир Сен наградил прадедушку медалью "За освобождение Кореи". Это же какие удивительные факты! По словам Вити, эту информацию собирали по крупицам: ездили к родственникам прадедушки в другие города, собирали фотографии у знакомых, перечитывали письма. 

Работа заканчивалась такими словами:"9 Мая 2011 года Иван Емельянович собирался на парад. Как обычно в этот день, он надел форму с орденами и медалями, но почувствовал себя плохо.... и ушёл из жизни. ... Память о самом дорогом Солдате Победы я передам своим потомкам. А 9 Мая 2015 года я встану в ряды Бессмертного полка и с гордостью пронесу фотографию своего прадедушки, чтобы ещё раз мысленно прикоснуться к его героическому прошлому..."                

9 Мая у нас в городке был Парад Победы. Когда проходил Бессмертный полк, я почему-то искала глазами Витю. Вы знаете, сердце сжалось, когда я увидела в этом полку своего ученика, приехавшего за 10 км, чтобы встать в Бессмертный полк и с гордостью пронести фотографию своего Солдата Победы. Я стояла и плакала, вспоминая слова из его работы...  Поверьте, когда в семьях  так свято соблюдают традиции предков,  семейные истории  никогда не канут в лету. История с Витей - это пример для подражания многим семьям и одновременно прекрасный урок нравственности.

Какой вопрос мы не задали, но Вы хотели бы об этом рассказать?

- По поводу вопроса, который не задали... Знаете, я практически на него ответила уже выше, рассказывая о сочинении-проекте Виктора Каукина, о котором только что написала. Я бы спросила: "Какое самое запоминающееся мероприятие, проведённое в вашей школе в честь  70-летия Победы в Великой Отечественной войне, Вы хотели бы отметить?" На этот вопрос я бы Вам рассказала историю с работой Вити о своём прадедушке. Трогает до слёз своей искренностью и неподкупностью.

Теперь вы имеете маленькое представление о жизни нашей небольшой школы в глубинке России и поймёте, наверное, почему я люблю свою школу и своих учеников. 

 Светлана Владимировна, спасибо Вам за такое искреннее, подробное интервью! Успехов Вам и Вашим ученикам!

Пресс-служба проекта www.fotohroniki.ru 

9 мая 2007 года 035 гор. Брянск Рожковская Ю-призёр областного конкурса Молодые брянцы о войне1 (сидит внизу вторая)
День одарённых детей. Чествование победителей и призёров областных и Всероссийских конкурсов 2015  1 (Рожковская справа от меня) День одарённых детей. Чествование победителей и призёров областных и всероссийских конкурсов 2015 (Рожковская справа от меня)
Карлинская Светлана Владимировна Литературная гостиная в школе по творчеству А.К. Толстого Рожковская Ю читает балладу Василий Шибанов
Москва В зале Москва музей ВОв
Москва Рожковская Ю Поклонная гора Москва Торжественное награждение
Москва Открытый урок в 11 классе по творчеству Шолохова (я провожу урок)
Телемост СССР-РФ (я слева со сценарием) Телемост

Возврат к списку