Кадетский корпус. На протяжении нескольких советских десятилетий это словосочетание казалось большинству наших сограждан каким-то архаизмом, призраком из прошлого. Но потом, когда в стране случились перемены, произошла переоценка ценностей. Стало понятно, что выпускники кадетских корпусов на протяжении почти 200 лет были едва ли не цветом нации. Кто они такие — кадеты, в каких правилах, по каким традициям и в каких условиях учились и воспитывались? Ответы можно получить, посетив открывшийся недавно Музей истории российского кадетства, а если говорить более точно — заглянув на его портал в Интернете. Потому, что музей этот — виртуальный.
О новом музее, о его уникальных экспонатах корреспонденту «МК» рассказал один из инициаторов проекта Николай Антипов.
Учебный класс. Фото предоставлено музеем истории российского кадетства.
— В 1696 году Петр I во время своей поездке по Западной Европе впервые увидел воспитанников кадетского корпуса. Это случилось на параде в Лейпциге, — рассказывает Николай Антипов. — А 14 января 1701 года российский император подписал указ об открытии в Москве Навигацкой школы. Это военизированное учебное заведение стало по сути родоначальником кадетских корпусов в нашей стране, сочетавших не только образование, но и воспитание молодых людей в военной строгости.
На протяжении многих десятилетий русские кадетские корпуса являлись объектом самого пристального внимания со стороны верховной власти. Например, в период расцвета кадетства в Российской империи Главное управление военно-учебных заведений возглавлял Великий князь Константин Константинович, знавший едва ли не каждого кадета старших классов по имени.
Императрица Екатерина Великая полагала, что «кадетские корпуса являются надежными поставщиками великих людей России». Многие их выпускники прославились на военном поприще. Учащимися кадетских корпусов были адмиралы Ушаков и Нахимов, генерал Брусилов. Знаменитый советский маршал Тухачевский в 1912 году окончил 2-й Московский кадетский корпус. Однако среди тех, кто в детстве и юности носил мундир с кадетскими погонами, было немало и таких, кто отличился впоследствии в совершенно иных, мирных отраслях. Вот лишь несколько примеров: композитор Скрябин, художник-баталист Верещагин, писатель Куприн, философ Бердяев...
Кадеты на уроке рисования. Фото предоставлено музеем истории российского кадетства.
1-й кадетский корпус, основанный в Петербурге в 1731 году, находился под личным императорским патронатом. Появилась традиция, согласно которой царствующие особы брали на себя звание шефа того военно-учебного заведения.
В предусмотренную уставом программу для воспитанников 1-го кадетского корпуса входили русский, немецкий, французский и латинский (для желающих) языки, грамматика, риторика, математика, история, география, юриспруденция, мораль, геральдика, рисование, чистописание, артиллерия, фортификация. Физическая подготовка включала строевую подготовку, фехтование, верховую езду с вольтижировкой. В корпусе преподавали также танцы (которые в то время относили к физической подготовке).
— В СССР на протяжении нескольких десятилетий успешно работали суворовские училища — военно-учебные заведения, являвшиеся фактически аналогом кадетских корпусов. А в наше время и вовсе наступил настоящий ренессанс кадетства, — подчеркнул Николай Антипов. — В разных регионах страны открыто более 160 кадетских школ-интернатов, растет число их воспитанников... Так что кадетские корпуса оказались одной из немногих систем, которая успешно работает в России уже более трех столетий, при разных общественно-политических формациях.
На протяжении последних восьми лет мы вместе с моими коллегами проводим Всероссийский фестиваль творчества кадет «Юные таланты Отчизны», так что тема кадетства стала нам очень близкой. И на каком-то этапе возникла идея создать музей, где были бы собраны материалы, рассказывающие об истории кадетских корпусов. Я даже могу точно сказать, когда такая мысль впервые была высказана вслух: в новогоднюю ночь 2013-го. Проект поддержало Министерство образования, Российское военно-историческое общество, Росвоенцентр при правительстве Российской Федерации... Меньше чем через полтора года, минувшей весной, состоялась торжественная презентация нашего музея.
С самого начала не существовало сомнений, что его экспозицию нужно делать виртуальной. Дело в том, что документы, фотографии, реликвии, которые имеют отношение к российскому кадетству, после революционных потрясений 1917 года оказались разбросаны не только по разным регионам России, но и по разным странам. Многие раритеты с первой волной русской эмиграции были вывезены в Америку, в Европу. Уехавшие из России энтузиасты кадетства организовывали на чужбине русские кадетские корпуса, некоторые из которых просуществовали вплоть до середины ХХ века. В итоге материалы, представляющие интерес для организуемого нами музея, разошлись по архивам и музеям, по частным собраниям (довелось общаться с коллекционерами, у которых сохраняются сотни и даже тысячи старых открыток и фотографий, сделанных в кадетских корпусах)... Нам удается идти по цепочке — один коллекционер, на которого удалось выйти, подсказывает адрес другого, у которого тоже может быть что-то интересное по нашей теме. Мы получаем от владельцев исторических реликвий их электронные копии, систематизируем эти материалы и постепенно выкладываем все на нашем портале.
Отсканированными дубликатами делятся и многие музеи. Ярославский прислал, например, материалы из своих фондов, относящиеся к истории Ярославского кадетского корпуса. Музей «Садовое кольцо» снабдил уникальными фотоматериалами по Сухаревой башне (в ней при Петре I была размещена Навигацкая школа)... Есть надежда получить и еще большое количество интересных электронных экспонатов. Вот самая последняя информация: Дому Русского зарубежья недавно передали из Америки библиотеку бывшего русского кадетского корпуса, организованного эмигрантами в Сан-Франциско...
По задумке создателей виртуальный музей разделен на три зала. В первом из них размещены материалы по истории императорских кадетских корпусов — с 1701 по 1964 гг. (Именно в 1964-м в Версале был закрыт последний из старорежимных кадетских корпусов — лицей имени императора Николая II, существовавший во Франции благодаря усилиям эмигрантов и их потомков.)
Второй зал посвящен истории суворовских училищ.
— У нас накопилось уже много материалов по истории суворовцев, в том числе и благодаря активной помощи ветеранов — выпускников училищ прошлых лет, которые присылают свои воспоминания, старые фотографии, — рассказывает Николай Антипов. — Найдены документальные подтверждения некоторых фактов, весьма неожиданных даже для знатоков данной темы. Например, удалось установить, что в знаменитом Параде Победы, состоявшемся на Красной площади 24 июня 1945 года, принимали участие воспитанники Тульского суворовского училища. Большую часть электронных фондов для суворовского музейного зала к настоящему времени мы еще не успели обработать, систематизировать и выложить на сайт. Это задача ближайших месяцев.
Наконец, в третьем зале можно ознакомиться с информацией о современных кадетских корпусах, открытых в различных регионах России.
Новорожденный музей уже показал свою высокую профессиональную квалификацию, участвуя в прошедшем недавно международном фестивале «Интермузей-2014» (детище команды Николая Антипова оказалось самым молодым участником этого престижного форума). Демонстрационная площадка кадетского музея пользовалась большой популярностью у посетителей.
Из жизни кадет
(несколько интересных фактов по материалам музея)
С воцарением Николая I в практику вошло направление в корпус для обучения «фронту» (строевой подготовке), на летние лагерные сборы сыновей, внуков и других родственников российских императоров. При этом считалось, что кадетский корпус должен сформировать хорошего будущего императора, помочь ему получить надлежащее воспитание и образование. При Николае I в корпусе обучались цесаревич Великий князь Александр Николаевич, Великие князья Константин Николаевич, Николай Николаевич, Михаил Николаевич. В списках корпуса было высочайше указано числить Великого князя Николая Александровича — внука императора.
* * *
Среди тех, кто обучал воспитанников 2-го кадетского корпуса, можно встретить знаменитые на весь мир имена. Артиллерию преподавал, например, герой Отечественной войны 1812 года генерал А.П. Ермолов. Преподавателем литературы и словесности пригласили будущего писателя-классика Н.Г. Чернышевского, а химии ребят учил выдающийся ученый, адъюнкт-профессор Санкт-Петербургского университета и автор периодической таблицы элементов Д.И. Менделеев.
* * *
В картинной галерее Морского кадетского корпуса висели деревянные кормовые барельефы украшений старых парусных судов. Среди них был барельеф бизона почти в натуральную величину. Он висел довольно высоко, однако среди учащихся существовал обычай: чтобы не получить неудовлетворительного балла при ответе, проходя мимо бизона, нужно было подпрыгнуть и дотронуться до его «шаров». Низкорослых кадет их товарищам приходилось подсаживать.
* * *
Из приказа директора Владикавказского кадетского корпуса генерал-майора Линевича по итогам проведенной весной 1906 года проверки: «...Гимнастика. Вольные упражнения со снарядами все воспитанники выполняют хорошо. Лучше других через «кобылу» прыгают воспитанники IV класса 3 отделения. Вообще все воспитанники корпуса к гимнастике относятся хорошо и ее преподавание поставлено прекрасно... Ручной труд. 28 кадет обучается столярному ремеслу, 15 токарному, 23 учатся изготовлять щетки, 60 обучается переплетному делу»... Судя по документу, среди грубых нарушений дисциплины одно из первых мест занимал так называемый классный обман — пользование шпаргалками. Иногда ученики устраивали массовые беспорядки, протестуя против чересчур, по их мнению, требовательных воспитателей. «...Протест кадет выразился в организации так называемого «бенефиса»: шуме, выкриках в строю, мяукании, тушении света. 13-ти кадетам был сбавлен балл за поведение, 5 кадет подвергнуты аресту от 1 до 2 суток...»
* * *
В начале 1918 года, получив сообщение о переезде Ленина и большевистского правительства из Петрограда в Москву, кадеты 1-го корпуса подключились к активной подготовке диверсии на железной дороге. Рота Его Величества почти в полном составе решила принять участие в этой акции. Однако списки заговорщиков попали в руки чекистов. И тогда старшие офицеры корпуса 26–27 февраля приняли решение объявить учебный год оконченным и распустить кадет по домам.
Александр Добровольский